Добро пожаловать в 'ДОМИНО'
На входную страницу

Новости первой свежести

Новости второй свежести

Архив новостей

Что дано от 'ДОМИНО'
карта сервера
домиНОВОСТИДОМИНО?ДОМиноРАБОТЫ от и доМИНОРЯдом иноЕ

      

АРХИВ НОВОСТЕЙ

      28 сентября 2000 года - Компания "Домино" расширила номенклатуру и обновила прайс лист на календари всех видов.

      6-8 сентября 2000 года - Компания "Домино" приняла участие в выставке "Полиграфсервис-2000", проходившей в Совинцентре.

      10 июля 2000 года - Состоялась научно-практическая конференция "Создание и продвижение собственных торговых  марок. Российская и зарубежная практика". На конференции с докладом "Создание графического образа торговых марок" выступила Генеральный директор компании "Домино" Ольга Сагитова.

      В начало страницы


Календарь карманный

7х10, картон DUOART, 4+2, ламинирование, закругление углов

500 экз.

1000 экз.

2000 экз.

3000 экз.

5000 экз.

0,56 у.е.

0,31 у.е.

0,18 у.е.

0,13 у.е.

0,10 у.е.

В начало страницы

 

Календарь настольный перекидной "Домик"

12 листов, 4+2, 15х10 см, меловка 135 гр., подложка 1+0, 38х15 см, картон

300 экз.

500 экз.

1000 экз.

2000 экз.

3000 экз.

5000 экз

2,3 у.е.

1,4 у.е.

1,20 у.е.

0,95 у.е.

0,73 у,е.

0,58 у.е.

В начало страницы

 

Календарь настольный "Домик"

12 листов, 4+2, 8х10 см, 135 гр, подложка 1+0, 8х38 см, картон

1000 экз.

2000 экз

3000 экз.

5000 экз.

0,36 у.е.

0,30 у.е.

0,25 у.е.

0,18 у.е.

В начало страницы

 

Календари настенный "Постер"

А3, 4+0, 150 гр.

500 экз.

1000 экз.

2000 экз.

3000 экз.

5000 экз.

0,34 у.е.

0,24 у.е.

0,20 у.е.

0,15 у.е.

0,12 у.е.

А2, 4+0, 150 гр.

500 экз.

1000 экз.

2000 экз.

3000 экз.

5000 экз.

0,73 у.е.

0,67 у.е.

0,52 у.е.

0.34 у.е.

0,2 у.е.

В начало страницы

 

Календари настенные перекидные

14 листов: 13 листов - 4+0, 1 лист-1+0, меловка 200гр. Картон.

тираж 1000 экз.

290х440

330х500

400х600

500х700

3,8 у.е.

4,6 у.е.

8 у.е.

8,6 у.е.

В начало страницы

 

Календари настенные перекидные

13 листов: 12 листов - 4+2, 1 лист-4+4, меловка 200гр. Картон.

тираж 1000 экз.

500х330

5,36 у.е.

В начало страницы

 

Календари настенные отрывные

Формат 290х440, 1 лист-4+0, 12 листов 2+0, меловка, картон, офсет 100 гр.

500 экз.

1000 экз.

2000 экз.

3000 экз.

5000 экз.

2,6 у.е.

2 у.е.

1,9 у.е.

1,8 у.е.

1,80 у.е.

В начало страницы

 

Календарь настенный "Декадник"

1 лист мелованный картон 4+0, блоки офсет 2+0, 100 гр.

тираж 1000 экз. - 3,2 у.е.

В начало страницы

 


Ольга Сагитова

Создание и продвижение собственных торговых  марок. Российская и зарубежная практика.

1. Начнем с того, что история знаковой символики начинается еще до нашей эры, когда на камне выбивали различные знаки и символы, значение которых сейчас не всегда можно объяснить. К тому же, одни и те же изображения можно было наблюдать у разных народов в разных частях света. С развитием цивилизации знаковая символика получила конкретное применение, как обозначение (отражение) конкретного товара (знак мастера-кузнеца или гончара) или знак рода степного хана — владельца табуна. А с развитием торговли, появлением городов и рынков стало необходимым использование отличительных знаков (торговых марок) для скотоводов, работорговцев, ремесленников. Мастер обычно писал свое имя и заключал его в простую форму — круг, овал, квадрат, ромб. Во второй половине XIV века использование знака изготовителя (ТМ) уже предусматривает ответственность за качество товара, маркируемого этим знаком. В России маркировка (клеймение) товаров становится обязательным при Петре I.

С развитием экономики ТМ стала обязательным атрибутом товара, предназначенного для потребителя. В нашей стране после отказа государства от монополии на многие виды товаров и услуг, ТМ стала главным связующим звеном между производителем, продавцом и потребителем, и главным различающим фактором при естественном столкновении интересов производителей одного и того же товара или услуги.

Тем самым, главная функция ТМ и заключается в том, чтобы помочь потребителю отличить товар или услугу одного производителя от продукции конкурентов.

Поскольку знаковая символика возникла так давно, и именно из нее родились торговые (фирменные) знаки и ТМ, понятия торгового, фирменного знака (логотипа) и торговой марки — с точки зрения создания графического образа совершенно не различаются. Отличие заключается только в предназначении уже созданной торговой марки или знака (логотипа): знак (логотип) представляет организацию в целом, а торговая марка олицетворяет конкретный товар или услугу, а также группу товаров (услуг). С точки зрения графического образа торговые марки можно классифицировать по отдельным признакам: словесные, т.е. только текст, изобразительные (только знак) и самые распространенные — комбинированные (текст и знак), обозначу вкратце это общепринятое разделение ТМ с точки зрения создание графического образа.

  • в варианте «только текст» (словесная) ТМ создается путем написания названия товара выбранной или созданной шрифтовой гарнитурой, которая может быть как классической, так и декоративной. К классическим шрифтам относятся рубленные шрифты и шрифты с засечками, к декоративным — все остальные. Это самый элементарный способ, которым, кстати, пользуются многие, но здесь есть большая вероятность затеряться в океане аналогичных ТМ, которых, к сожалению, слишком много. Правда, бывает, что за счет рекламной раскрутки и высокого качества товара и такие ТМ становятся всемирно известными (SONY, Panasonic), но это скорее относится не к созданию графического образа, а к продвижению ТМ. Декоративные шрифты, а лучше оригинальные, то есть нарисованные специально для конкретной ТМ, приносят больший успех (Johnson & Johnson), если дизайнер талантлив, а заказчик доверяет его профессионализму и интуиции.
  • в варианте «только знак» (изобразительная) ТМ предпочтение следует отдать тем знакам, которые включают в себя само название (слово). В противном случае придется потратить много времени и денег, чтобы добиться у потребителя четкой ассоциации некого символа с названием товара или услуги. Для успешного создания графического образа знака с названием внутри, заказчик должен помнить, что только короткое (3-4 буквы) слово может быть основой для создания подобного знака. Иначе он будет трудно читаться, запоминаться.
  • «текст + знак» (комбинированная) ТМ наиболее распространена и успешна, так как имеет больше возможностей. Знак и текст можно использовать, как вместе, так и раздельно, они лучше запоминаются. А сам значок часто применяется в виде клейма, лейбака, маркировки, например, серии товаров, продающейся под одной ТМ. Если ко всему этому добавить удачный рекламный слоган, сочетающейся с ТМ, образуя ее часть, то к визуальному образу добавится словесное или звуковое дополнение, которое будет убеждать потребителя в прямой взаимосвязи между производителем и качеством его товара (услуги).

 

2. К функциональным особенностям торговой марки можно отнести следующие: улучшение восприятия различий и создание различий. При сегодняшнем многообразии однородных товаров на рынке, ТМ призвана отличать одного производителя от другого, чему всегда способствует, конечно, еще и этикетка и упаковка.

  • ПРИСВОЕНИЕ ТОВАРАМ ИМЕН
  • ОБЛЕГЧЕНИЕ УЗНАВАЕМОСТИ ТОВАРА
  • УЛУЧШЕНИЕ ЗАПОМИНАЕМОСТИ. Вне зависимости от простоты или сложности графического изображения ТМ, ее запоминаемость зависит не только от таланта дизайнера и качества товара, но и от эффективной рекламной кампании, которая навязывает потребителю связь между изображением ТМ и свойствами товара, усиливает и стимулирует его отдать предпочтение данному товару в случае необходимости выбора.
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА. Зачастую ТМ отражает ту культурную среду или среду пребывания производителя (страну), откуда происходит товар. Но наибольший успех имеют те ТМ, которые ориентированы на среду потребителя. Здесь можно упомянуть и об адоптации иностранных ТМ к российским условиям, хотя бы в той части, которая относится к написанию названия на русском языке. Например, еще в 1993 году, мои дизайнеры «переписывали» на русский язык название Pepsi Cola, перерисовывая шрифт так, чтобы кириллица была практически неотличима от английского начертания.
  • ДОВЕДЕНИЕ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРЕ. Когда производитель хочет отразить в ТМ что-то конкретно указывающее на товар, задача состоит в том, чтобы слово или символ порождали желаемое представление об изделии. Это сделать достаточно трудно, но многие берутся за эту работу, сами не осознавая ее проблематичности. Гораздо легче решить эту задачу созданием дополнительного персонажа или образа, который будет присутствовать на этикетке и упаковке в тесной связи с ТМ и создавать дополнительные положительный ассоциации.
  • СТИМУЛИРОВАНИЕ ЖЕЛАНИЯ КУПИТЬ. Есть различные факторы, тесно связанные с образом ТМ, которые могут оказать стимулирующее воздействие совершить покупку: факторы технического свойства, факторы, относящиеся к полу потребителя, к его снобистскому характеру.
  • ТМ КАК СИМВОЛ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА: ТМ может быть в глазах потребителя гарантией того, что различные товары под одной ТМ не отличаются качеством и ценой. Возможен и обратный эффект: однажды плохо зарекомендовавший себя товар, вызывает реакцию отторжения от всех других товаров под этой ТМ.

 

3. Пути и способы создания торговой марки с помощью графического дизайна. Стандартные и оригинальные приемы. Перед тем как приступить к созданию графического образа торговой марки, необходимо четко определить следующие параметры: предполагаемое место нового товара на существующем рынке, место производителя товара на рынке, конкурентная способность нового товара по многим параметрам, присутствие или отсутствие связи новой торговой марки с уже существующими у производителя, территория продаж, сегменты потребительского рынка, технологические особенности производства упаковки или этикетки, использование торговой марки в различных средствах рекламы и как следствие - предполагаемые размеры графического образа торговой марки.

Возможно дополнение этого списка и другими параметрами в зависимости от поставленной задачи. Мы, например, всегда предлагаем заказчику заполнить довольно обширную анкету, которая зачастую вызывает у него недоумение: зачем столько знать дизайнеру для того, чтобы «нарисовать» пару символов. Конечно, многие дизайнеры и даже дизайн- студии не утомляют себя подобным подходом, но я считаю, что это первый шаг к созданию графического образа ТМ. Здесь надо знать все о производителе, его обозначении, его отрасли и его предприятии; географические, административно-политические, этнические источники, национальная культура, происхождение сырья и материалов, технология производства и ее преимущества. Функции товара: применение и назначение, состав (сырье, ингредиенты) и упаковка. Физические свойства: форма, цвет, вес, вкус, внешний вид, фактура. Потребительские свойства: для разных товаров свои — но качество для всех - безопасность, надежность и скорость для автомобилей, способ приготовления для продуктов питания и д.р. целебные свойства и т.д.

К психологическим факторам можно отнести: престижность, ценность как предмета роскоши, сексуальные ассоциации, чувственное восприятие, привлекательность, таинственность. К экономическим — цена по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, доступность для каких категорий населения.

Поэтому анкета заказчика каждый раз составляется под конкретный товар/ услугу.

 

4. А далее можно переходить уже к непосредственному созданию графического образа ТМ.

Здесь важно соблюдать некоторые постулаты:

  • РАЗМЕР ТМ должен соответствовать ее возможному применению на упаковке и рекламных носителях. Если ТМ предполагается маленькой, то надо избегать мелких и тонких элементов и шрифтов с засечками. Форма должна быть более обтекаемой, а шрифты — читаемыми. Если же ТМ будет употребляться только в больших размерах, то нужны классические или декоративные шрифты с засечками, узоры, подробные детали.

Если нужно и то и другое, то придется прийти к среднему - арифметическому, либо для размера разработать свой вариант.

  • КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ — одно из основных. Здесь важен баланс и центр равновесия, выбор симметрии или уравновешенной асимметрии, но это уже полностью зависит от профессионализма дизайнера.
  • ЦВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ. Сейчас уже трудно настаивать на том, что ТМ должна быть черно-белой. Слишком быстро идет вперед технология печати многоцветных изображений на любых поверхностях, Вследствие чего, появляются во множестве ТМ, больше похожие на рекламный плакат, чем на знак или логотип. При этом они теряются на фоне своей же рекламной продукции (печатной) и трудно поддаются обработке, например, в рекламном ролике. Цветов должно быть не более трех. Они должны быть контрастны друг другу и предполагаемому фону. Так как цвета в ТМ несут не только декоративную, но и ассоциативную нагрузку. Если товар связан, например, с морем — цвета должны быть: синий, голубой, лазурный и их сочетания. Зеленый, желтый, красный с их переходами могут ассоциироваться с пищевыми продуктами растительного происхождения; сине-черные цвета характерны для металла, машиностроительной отрасли; красный — цвет опасности, но всегда привлекает внимание; фиолетовый — тревога, беспокойство, неуверенность, меланхолия; белый и черный — нейтральны и не конфликтуют с другим цветом.
  • Как дизайнеры всего мира делают ТМ: «БЫСТРАЯ ТМ» - способ выделения одной буквы BRAUN; - способ слияния букв. (CNN) если, конечно, они могут быть объединены, что не всегда возможно в кириллице. Но могут быть и удачные варианты, которые и по-русски и по-английски выглядят одинаково хорошо (ЗМ).

К геометрическим способам относится описывание логотипа некой геометрической фигурой (Samsung, RoWenta). Для комбинированных знаков распространен способ первых букв (аббревиатура) — обыгрываются в знаке первая буква или первые две буквы: FUNAI, General Electric. Кстати, этот способ считается лидером по количеству логотипов, им произведенных.

И наконец, ассоциативный знак. Он может быть каким угодно, главное, чтобы он не отталкивал, а, напротив, вызывал положительные ассоциации.

Ассоциация может быть абсолютно разной у разных людей, обладающих различным опытом, образованием, кругом общения, родом деятельности, возрастом. Из ассоциации возникает эмоция, которая может создать мысленный образ, который может быть положительным или отрицательным, Положительные эмоции вызывает то, что жизненно необходимо человеку, приносит ему пользу, поднимает его в глазах окружающих и т.д. Это большой список, который может быть начат с воды, еды, природы, развлечений и т.д.

Отрицательные эмоции могут возникать из-за наличия социального фактора — богатый и бедный, географического фактора - различные животные вызывают нейтральное отношение европейцев и имеют значение жизни и смерти в Африке или на Ближнем Востоке. Религиозный фактор — религии присуща своя символика, которая притягивает ее сторонников и отталкивает всех остальных, за исключением абсолютных атеистов. Лучше избегать религиозной символики, если конечно товар не нацелен на потребителей одной религии (маца). Политический фактор аналогичен религиозному. Не стоит употреблять символы меча и война в странах, недавно переживших войну. К другим факторам относятся узкоспециализированные товары в некоторых отраслях промышленности, где одна и та же ТМ может говорить разное для хирурга и программиста.

Сюда же можно отнести и возраст, когда интересы и ценности сильно отличаются в зависимости от возрастной категории потребителя.

  • Но не всегда ТМ обязана вызывать ассоциации. Нейтральная ТМ выглядит абстрактно и не вызывает у потребителя однозначной реакции, но она должна быть понятной самому производителю, который должен построить на ней свою рекламную компанию, от которой, в данном случае, полностью зависит популярность и известность ТМ, если, конечно, качество товара/услуги есть.
  • Есть знаки, которые отображают конкретные объекты. По способу ассоциативного воздействия их можно разделить на: национальную символику, географические достопримечательности, сферу деятельности, животные (схожесть свойств, география вида) и остальное.
  • К «остальным» можно отнести те ТМ, которые не являются абстрактными и не несут конкретного однозначного смысла. Их нелегко создать, но они часто становятся широко известными (LG).

 

5. «Особенности национальной охоты (рыбалки)» или что можно сделать с российской торговой маркой, чтобы она стала известной. Конечно, сначала хотелось бы изменить экономическую политику государства и менталитет потребителя. Но, не останавливаясь на политике, речь будет идти о формировании восприятия не потребителя товара, а заказчика торговой марки.

Я приводила примеры иностранных ТМ не случайно.

Понятно, что их знают все, а товары этих производителей пользуются спросом в нашей стране у разных слоев населения. Что же мешает нашим ТМ стать такими же? Безусловно, есть множество причин: экономического, государственного, законодательного характера, проблемы качества товара и технологий его производства и т.д. Но я хочу поговорить не об этом, а о самом заказчике, который пришел заказать создание графического образа ТМ, а иногда и ее название.

К сожалению, в большинстве своем, этот человек всегда уверен, что разбирается в графическом дизайне, как и все разбираются в том, как делать рекламу или в медицине, как правило, он все решает сам, игнорируя рекомендации и аргументы дизайнеров и арт- директоров, у него мало времени, и он не хочет заполнять наших анкет. И вообще — «нарисовать ТМ» он мог бы и сам, подумаешь работа!, если бы было время. Кстати, иногда и рисует.

В дополнение к портрету можно добавить устойчивое мнение заказчика, что любой дизайн не может стоить таких денег, и если уж платить, то только в том случае, если из 20 вариантов, выданных ему на рассмотрение, один его устроит полностью и окончательно, тогда он купит его как колбасу в магазине. И даже регистрировать потом не обязательно. В нашей стране еще не добрались до этих законов.

При этом, дизайнер, берущийся за эту работу, должен быть как минимум гением, а лучше Господом Богом, ибо только ему одному известно, что хочет этот заказчик. Я говорю об этом потому, что этот портрет типичен и встречается даже в вполне солидных отечественных компаниях. Примеры приводить не буду.

Рынок требует от производителя целый спектр усилий, но начинается реальная продажа нового товара с его внешнего вида, т.е. с ТМ. Думаю, что со временем, если все будет продолжаться, менталитет нашего производителя изменится к лучшему, впитав в себя все тот же западный опыт. Но особенности российского характера, наверное, все-таки останутся. Пример со знаком «Мерседеса» или Nice.

 

6. Цена и имя дизайнера — это предмет выбора заказчика конкретного исполнителя. Понятно, что дизайнер (или дизайн-студия) с именем не может дать низких цен, но может дать классную ТМ в большинстве случаев. Бывают аномалии, когда никому неизвестный дизайнер .на коленке. делает за смешные деньги удачную ТМ наугад, но это скорее из области очевидного и невероятного. Поэтому могу посоветовать заказчику, если он по-прежнему считает, что создание графического образа его ТМ не должно стоить дорого, поискать .золотую середину., не слишком затягивая время и радиус поиска, теперь можно ознакомиться с работами и стилем дизайнера и по Интернету.

Подытоживая, хочу обратить внимание на то, что не ТМ делает товар известным и продаваемым, а качество самого товара делает ТМ узнаваемой и популярной. А так же грамотная рекламная стратегия и достойный бюджет.

В начало страницы

НОВОСТИ | ДОМИНО | ДОМ | РАБОТЫ | РЯДОМ
первая свежесть | вторая свежесть | архив новостей
что дано от "ДОМИНО"?
domino@orc.ru